Музей истории гражданской авиации в Ульяновске
Давно я собирался посетить музей гражданской авиации в Ульяновске, но всё никак не получалось. Пару раз даже проезжал мимо – то ли времени не хватало, то ли сил. И ехать за 200 км только ради одного музея тоже не хотелось. Но вот, наконец, всё совпало. По пути из Казани в Саранск делаем остановку – отдохнуть от дороги и посмотреть на прославленные образцы советского авиастроения. Ой, нет, не только советского – есть несколько экземпляров иностранной авиатехники. А вот постсоветской техники пока не видно. Видимо, она ещё в историю не вошла.
«Головной отраслевой музей истории гражданской авиации» – такое полное название. Музей является подразделением Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева.
В «проходной» покупаем билеты: по 120 для взрослых, 60 для ребёнка и 50 для фотосъёмки – по-божески.
Экскурсоводов нигде не видно, посетители осматривают экспозицию самостоятельно. Впрочем, почти каждый экспонат сопровождается табличкой с кратким описанием. Большая часть выставки располагается под открытым небом. И есть небольшой крытый павильон. С него и начинаем осмотр.
Многоцелевой биплан У-2, позже переименованный в По-2 в честь своего создателя авиаконструктора Н. Н. Поликарпова. У-2 – один из самых массовых самолётов в мире: за всю его историю произведено 33 528 единиц. Изначально создавался как самолёт для обучения пилотированию. У-2 также широко использовался в сельскохозяйственной авиации, а во время войны – как легкий штурмовик, бомбардировщик, самолёт связи, в санитарной авиации. Выпускалась также модификация У-2 с поплавками для посадки на воду. Первый полёт У-2 состоялся 24 июня 1927 года. Поднял самолёт в воздух лётчик М. М. Громов.
Як-12 – самолёт, который по своим функция должен был заменить устаревший У-2. Проектировать его начали сразу после войны. 20 октября 1947 года лётчик Ф. Л. Абрамов впервые поднял Як-12 в воздух. Самолёт выпускался с 1946 по 1968 годы. Як-12 использовался как учебно-тренировочный самолёт, для буксировки планеров и прыжков с парашютом, для перевозки пассажиров, в качестве сельскохозяйственного самолёта, в санитарный авиации, как гидроплан. Кроме СССР, ЯК-12 производился в Польше и и Китае. Модификация Як-12М, представленная в музее, имела удлинённую заднюю часть фюзеляжа, четырёхместную кабину; использовалась в сельскохозяйственной авиации, в качестве санитарных самолётов и для прыжков с парашютом.
Самолёт с весьма своеобразной внешностью АК-1 – первый советский пассажирский самолёт. АК-1 был построен в первой половине 1920-х годов в единственном экземпляре. Первый полёт его состоялся 1 февраля 1924 года, управлял самолётом лётчик-испытатель А. И. Томашевский. В 1923-1924 годах АК-1 эксплуатировался на авиалинии Москва – Нижний Новгород, а затем Москва – Казань. В 1925 году принял участие в экспедиции Москва – Пекин – Токио. Представленный в Ульяновске экспонат – макет.
Ещё один странного вида летательный аппарат с надписью «Мечта» на борту. Судя по отсутствию двигателя, это, максимум, планёр. Но и в этом я не уверен. Каюсь, торопился, не посмотрел, что там у него внутри кабины.
К экспозиции авиационных двигателей доступ был закрыт, посмотреть на них можно было лишь издалека. Ближе всех – турбореактивный двигатель Д-30КП, в различных модификациях устанавливаемый на самолёты Ил-76, Ту-154М, Ил-62М и другие.
Далее видны: турбовентиляторный двигатель Д-36 (устанавливается на Як-42, Ан-72, Ан-74), вспомогательная силовая установка ТА-6А (устанавливается на Ан-12, Ан-22, Ил-18, Ил-62, Ту-154, Як-42) и турбовинтовой M601C производства чешской компании Walter Aircraft Engines (устанавливается на чешских самолётах Let L-410 UVP, Let L-420, Ae-270W, российских самолётах М-101Т «Гжель», СМ-2000, польском PZL 106 BT Turbo Javelin).
Ан-24 – турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный в АНТК имени О. К. Антонова. Первый полёт состоялся 20 октября 1959 года; лётчик-испытатель – Г. И. Лысенко. Ан-24 выпускался с 1962 по 1979 годы в Киеве, Иркутске и Улан-Удэ. В своё время Ан-24 был одним из самых востребованных самолётов в СССР. Мог совершать посадку даже на грунтовую полосу. В детстве мне несколько раз приходилось летать пассажиром на такой машине. К сожалению, впечатления остались не самые позитивные: высокий уровень шума в салоне, боль в ушах при посадке и частичная потеря слуха на 1-2 часа после полёта.
M-15 Belphegor – реактивный сельскохозяйственный самолёт, разработанный и производившийся в Польше по заказу СССР с 1976 по 1981 годы. Первый полёт состоялся 30 мая 1973 года, лётчик-испытатель – Людвик Натканец. M-15 – единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт и единственный реактивный биплан. Прозвище «Бельфегор» получил за свой странный вид по имени демона Бельфегора.
Л-410 – многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий. Разработан конструкторским бюро чехословацкого завода Let Kunovice (ныне – чешский Aircraft Industries). Первый полёт Л-410 состоялся 16 апреля 1969 года, лётчик-испытатель – Франтишек Свинка. Самолёт до сих пор производится и эксплуатируется.
Ми-1 – лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в конце 1940-х годов. Опытный полёт состоялся 28 сентября 1948 года, лётчик-испытатель – М. К. Байкалов. Ми-1 – первый советский серийный вертолёт. Применялся как учебный, санитарный, сельскохозяйственный, разведывательный и ударный вертолёт.
Ми-8 – советский и российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Первый полёт под управлением лётчика-испытателя Б. В. Земскова состоялся 9 июля 1961 года. Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире (построено более 12 тыс. экземпляров). Производится и эксплуатируется по настоящее время. Используется для выполнения как гражданских, так и военных задач.
Ми-4 – советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов. Первый полёт на Ми-4 выполнил лётчик-испытатель В. В. Винницкий 3 июня 1952 года. Использовался как пассажирский, грузовой, сельскохозяйственный, военно-транспортный.
Ми-2 – советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Первый полёт – 9 июля 1961 года, лётчик-испытатель – Г. В. Алфёров. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Ми-6 – тяжёлый военно-транспортный вертолёт. Первый его полёт состоялся 5 июня 1957 года, лётчик-испытатель – Р. И. Капрэлян. Ми-6 – первый в мире вертолёт с газотурбинной силовой установкой. На нём установлены 16 различных мировых рекордов скорости, высоты полёта, грузоподъёмности. Различные модификации Ми-6 использовались для выполнения широкого спектра задач: доставки военной и гражданской техники, монтажно-крановых работ, тушения пожаров, поисково-спасательных работ, перевозки пассажиров и др.
Размеры Ми-6 впечатляют! Я, признаться, никогда не видел его воочию и не представлял, какой он огромный. Ми-6, вид спереди.
Ил-18 – среднемагистральный турбовинтовой авиалайнер, разработанный в ОКБ С. В. Ильюшина. Первый полёт состоялся 4 июля 1957 года, лётчик-испытатель – В. К. Коккинаки. Самолёт отличался надёжностью и экономичностью. Ил-18 выполнял внутренние и международные рейсы «Аэрофлота», эксплуатировался в 17 зарубежных авиакомпаниях. Кроме пассажирских самолётов, в ОКБ Ильюшина были созданы различные варианты Ил-18: служебные, грузовые, патрульные. Всего было построено 800 самолётов двадцати четырёх модификаций. На Ил-18 было установлено 22 мировых рекорда дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Ил-62 – первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности, разработанный в ОКБ имени Ильюшина в 1960 году. Первый полёт совершил 2 января 1963 года под командованием лётчика-испытателя В. К. Коккинаки. Производился серийно в 1966 – 1995 годах. Всего было выпущено 289 самолётов. В течение нескольких десятилетий Ил-62 использовался в качестве «борта № 1» в СССР и Российской Федерации. Отдельные экземпляры Ил-62 эксплуатируются по сей день.
Надо бы отметить, что некоторые самолёты, к сожалению, напоминают не музейные экспонаты, а отслужившие машины, выброшенные на свалку, – такой у них обшарпанный вид. И вспоминаются строчки из старой песенки репертуара Юрия Антонова: «Только в полёте живут самолёты...» Этот Ил-62 как раз такой – неживой какой-то. И не только этот. Понятно, что всё всегда упирается в деньги, которых вечно не хватает.
К счастью, в музее есть ещё один Ил-62 в более приличном состоянии.
Ил-14 – советский ближнемагистральный самолёт. Разработан в конце 1940-х годов для замены устаревшего самолёта Ли-2. Первый полёт Ил-14 совершил 13 июля 1950 года, лётчик-испытатель – В. К. Коккинаки. Ил-14 – надёжный, безопасный, простой в управлении и обслуживании, экономичный самолёт. Эксплуатировался на грунтовых, заснеженных и ледовых аэродромах. Производился на авиационных заводах в Москве, Ташкенте, а также в Чехословакии и ГДР. Построено 1348 экземпляров двадцати модификаций. Применялся на местных воздушных линиях в СССР, странах Восточной Европы, Африки и Азии, а также для обслуживания экспедиций в Антарктиде.
А этот самолёт – настоящий раритет. Советский бомбардировщик-торпедоносец АНТ-4 (он же ТБ-1, он же Г-1). Первый в мире тяжёлый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан. Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года. Лётчик – А. И. Томашевский. Осенью 1929 года экипаж в составе С. А. Шестакова, Ф. Е. Болотова, Б. В. Стерлигова, и Д. В. Фуфаева совершил дальний перелёт по маршруту Москва – Нью-Йорк, протяжённостью более 21 000 км. С АНТ-4 «Страна Советов» начался мировой триумф советской авиации. 5 марта 1934 года полярный лётчик А. В. Ляпидевский на самолёте АНТ-4 участвовал в спасении экспедиции парохода «Челюскин». Экспонат АНТ-4 – единственный в мире сохранившийся экземпляр.
Ту-124 – советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Проект Ту-124 разрабатывался как уменьшенный Ту-104. Они схожи внешне, но различаются исполнением некоторых агрегатов. Первый регулярный рейс Ту-124 осуществил 2 октября 1962 года по маршруту Москва – Таллин. Самолёт эксплуатировался в основном в европейской части СССР, также осуществлял международные полёты в Хельсинки, Стокгольм, Варшаву и Белград. С 1966 года вместо него стали выпускать Ту-134 (первоначальное наименование проекта – Ту-124А) – глубокая переработка Ту-124, на которой, прежде всего, двигатели из корня крыла перенесены в хвостовую часть фюзеляжа.
Как видно на фото, салон самолёта открыт для посещения. Можно не только осмотреть пассажирский салон, но и посидеть за штурвалом пилота. Мне, правда, это сделать не удалось, потому что самолёт оккупировали дети и их родители. Чтобы посидеть за штурвалом, пришлось бы отстоять очередь. К тому же солнце пекло нещадно, в салоне самолёта было очень жарко. Я оставил это удовольствие детям и двинулся дальше.
Як-18Т – лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный в ОКБ А. С. Яковлева. Первый полёт на нём совершил 7 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю. В. Петров. Основная эксплуатация Як-18Т – учебно-тренировочные полёты в аэроклубах и лётных училищах.
Ту-104 – первый отечественный реактивный авиалайнер, разработанный в ОКБ А. Н. Туполева. Первый полёт состоялся 17 июня 1955 года. Лётчик-испытатель – Ю. Т. Алашеев. Самолёт создан на базе дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Ту-104 открыл эпоху реактивных авиалайнеров в СССР. На протяжении нескольких лет Ту-104 был основной машиной на среднемагистральных линиях «Аэрофлота». Серийно производился в Харькове, Омске и Казани. Построено 202 самолёта различных модификаций.
Ту-116 – пассажирский вариант серийного бомбардировщика Ту-95М для межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР. Разработан в ОКБ А. Н. Туполева. Первый полёт состоялся 23 апреля 1957 года; лётчик-испытатель – В. К. Бобриков. На авиазаводе в Куйбышеве было построено 2 экземпляра Ту-116. Экспонат, представленный в ульяновском музее, – единственный сохранившийся экземпляр.
Ту-114 – первый в мире межконтинентальный турбовинтовой авиалайнер. Разработан в ОКБ А. Н. Туполева. Первый полёт состоялся 15 ноября 1957 года. Лётчик-испытатель – А. П. Якимов. Самолёт создан на основе стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95. Ту-114 – самый мощный и скоростной турбовинтовой авиалайнер в мире. В сентябре 1959 года на самолёте этого типа был совершён перелёт главы советского правительства Н. С. Хрущёва с официальным визитом в США. Ту-114 выполняли внутренние и международные дальние рейсы «Аэрофлота» с 1961 по 1979 годы. На самолёте было установлено 32 мировых рекорда. Серийно производился в Куйбышеве (31 экземпляр).
Ту-154 – советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152 – 180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ А. Н. Туполева. Первый полёт состоялся 3 октября 1968 года (командир экипажа – Ю. В. Сухов). Самолёт производился серийно с 1970 по 1998 годы на Куйбышевском авиационном заводе, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска достигал пяти единиц в месяц. Всего произведено 923 экземпляра. В ульяновском музее истории авиации представлены два экземпляра – Ту-154Б и Ту-154Б-2.
Ту-154Б-2
Як-42 – ближнемагистральный реактивный авиалайнер разработки ОКБ А. С. Яковлева. Первый полёт состоялся 1 ноября 1976 года. Лётчик-испытатель – А. Л. Колосов. Благодаря низкому расходу топлива, рациональной конструкции самолёта и простоте технического обслуживания, Як-42 стал самым экономичным реактивным самолётом «Аэрофлота». Производился серийно на двух авиазаводах: в Саратове и Смоленске. Построено 190 самолётов. На Як-42 установлено девять мировых рекордов.
Як-40 –первый в мире реактивный самолёт для местных авиалиний. Разработан в ОКБ А. С. Яковлева. Первый полёт состоялся 21 октября 1966 года; лётчик-испытатель– А. Л. Колосов. Як-40 применялся в сложных метеоусловиях, мог взлетать с высокогорных и грунтовых взлётно-посадочных полос. Откидной трап и реверс среднего двигателя обеспечивали ему автономную эксплуатацию с необорудованных площадок. В Саратове построено более 1000 экземпляров.
Ан-26 – турбовинтовой военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ О. К. Антонова. Первый полёт состоялся 21 мая 1969 года. Лётчик-испытатель – Ю. Н. Кетов. Создан на базе пассажирского самолёта Ан-24. Может эксплуатироваться на грунтовых и заснеженных аэродромах. Применяется в военно-транспортной авиации РФ и зарубежных стран. Эксплуатируется многими авиакомпаниями Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Построено 1400 самолётов десяти модификаций.
Ил-86 – первый в СССР широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в ОКБ С. В. Ильюшина. Первый полёт состоялся 22 декабря 1976 года. Командир экипажа – Герой Советского Союза Э. И. Кузнецов. Ил-86 выпускался серийно с 1980 по 1993 годы на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 103 самолёта. Является самым большим отечественным авиалайнером. На нём установлено 18 мировых рекордов. Ил-86 считается одним из самых надёжных пассажирских самолётов в мире. В настоящее время эксплуатация Ил-86 прекращена.
Второй экземпляр Ил-14. Описание смотрите выше по тексту.
Ту-134А – ближнемагистральный реактивный авиалайнер. Первый полёт состоялся 29 июля 1963 года. Лётчик испытатель – А. Д. Калина. Производился на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 год. Построено 854 экземпляра различных модификаций. Эксплуатировался всеми отрядами «Аэрофлота». Экспортировался в ГДР, Чехословакию, Венгрию, Польшу и другие страны. Самолёт зарекомендовал себя одним из самых надёжных в классе. Ту-134 перевезли более полумиллиарда пассажиров.
На таком самолёте я впервые поднялся в воздух в качестве пассажира. И впоследствии летал ещё дважды. Самолёт оставил хорошие воспоминания.
М-101Т «Гжель» – лёгкий турбовинтовой пассажирский самолёт для местных авиалиний. Разработка ОКБ В. М. Мясищева. Первый полёт состоялся 31 марта 1995 года. Лётчик-испытатель – В. В. Васенков. Самолёт имеет герметичный фюзеляж, обеспечивая пассажирам комфортный полёт на высоте до 8000 метров. На авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде построено 26 самолётов. Самолёт предназначен для бизнес-авиации и использования в качестве авиатакси.
И вот, наконец, жемчужина музея – Ту-144 – советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта . Выполнил его лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян. 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года. Произведено 17 лётных экземпляров, 3 для наземных опытов и 1 самолёт остался недостроенным.
Коммерческая эксплуатация Ту-144 не была рентабельной. Даже обычные рейсы выполнялись лётчиками-испытателями ОКБ А. Н. Туполева. Самолёт имел множество ограничений по эксплуатации. Ресурс его был существенно ниже, чем у дозвуковых самолётов. Разработка Ту-144 была скорее предметом престижа и демонстрации конкурентоспособности советского авиастроения. После смерти Л. И. Брежнева работы по постройке новых самолётов был свёрнуты. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 – пассажирских (перевезено 3284 пассажира).
Регулярные рейсы выполняли только два самолёта — № СССР-77109 и № СССР-77110. Один из них впоследствии стал экспонатом Ульяновского музея истории авиации.
Впечатляющий хвостовая часть Ту-144.
Эти двигатели «съедали» 38,5 тонн топлива за час полёта.
Двигатели Ту-144, вид сзади.
В музее есть небольшой уголок негражданской авиации.
МиГ-25 – скоростной высотный истребитель-перехватчик, разработанный в ОКБ А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Первый его полёт состоялся 6 марта 1964 года. Лётчик-испытатель – А. В. Федотов. МиГ-25 установил множество мировых рекордов, два из которых остаются абсолютными: скорость – 3670 км/ч, высота – 37 650 метров. Единственный в мире самолёт, построенный из нержавеющей стали. Состоял на вооружении 15 стран мира.
МиГ-25, вид сзади.
Ил-28 – первый отечественный реактивный фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ С. В. Ильюшина. Первый полёт состоялся 8 июля 1948 года. Лётчик испытатель – В. К. Коккинаки. Первый в СССР носитель тактического ядерного оружия. Самолёт оказался технически надёжным и приятным в управлении, и при этом достаточно манёвренным. Экспортировался в 20 зарубежных государств. Использовался в военных конфликтах в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. На заводах в Москве, Омске, Воронеже, Иркутске и Куйбышеве было построено 6300 самолётов Ил-28.
Л-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin) – лёгкий учебно-тренировочный (боевой) реактивный самолёт чехословацкой авиастроительной компании «Aero Vodochody». Первый полёт состоялся 5 апреля 1959 года; лётчки-испытатель – Рудольф Духон. Спроектирован как единый учебный истребитель для лётных училищ стран-участниц Организации Варшавского договора. Применялся в военных лётных учебных заведениях и аэроклубах СССР. Эксплуатировался с грунтовых, заснеженных и высокогорных аэродромов. Лёгкость управления самолётом позволяла курсантам освоить навыки пилотирования истребителя за короткий срок. В настоящее время продолжают эксплуатироваться несколько сотен Л-29, в том числе в Ульяновском аэроклубе ДОСААФ. Произведено и поставлено в СССР 3665 экземпляров.
Настоящий ветеран отечественной авиации – лёгкий многоцелевой самолёт Ан-2 разработки ОКБ О. К. Антонова. Первый полёт состоялся 31 августа 1947 года. Лётчик – П. Н. Володин. Ан-2 проектировался в конце 1930-х годов как самолёт для авиационных химических работ. В серийное производство запущен в 1948 году. В СССР использовался как сельскохозяйственный, учебный и пассажирский самолёт. Имеет около 20 модификаций. Производился в СССР, Польше и Китае. Имеет 12 рекордов мира. Занесён в книгу рекордов Гиннесса как самый большой одномоторный биплан в мире, а также как единственный самолёт, производящийся более 60-ти лет. В настоящее время производится в Китае под названием Y-5. Всего построено более 18 тысяч экземпляров.
В моём детстве (1980-е годы), я помню, увидеть в небе Ан-2 было совсем не в диковинку. Особенно широко этот самолёт использовался в сельском хозяйстве, за что его называли «кукурузником». Однажды довелось полетать и на таком самолёте.
На этом всё. Такая получилась обзорная экскурсия.
Комментарии
Комментарии Blogger
Отправить комментарий