Таким он парнем был (продолжение)

Почти год назад я опубликовал историю о том, как я искал место захоронения моего родственника (родного брата моего деда), погибшего во время Великой Отечественной войны в Чехословакии. Удалось узнать многое, но я тогда выразил уверенность, что история не закончена. Близится очередная годовщина Победы, пора рассказать продолжение.



Что же было дальше? Сразу после той публикации мы начали готовиться к поездке в Чехию. Разговоры об этом в семье начались ещё в феврале (прошлого года). Чешские друзья настойчиво приглашали: «Приезжайте!». Не было никаких сомнений в том, что ехать нужно. В семье мы обсуждали лишь детали: в каком составе, когда и каким способом. В начале мая мы окончательно определились: никаких компромиссов, поедем этим летом и всей семьёй (нас четверо: я, жена и две дочери). Поскольку маршрут предполагался нестандартный, мы решили не прибегать к помощи туристических фирм, а организовать поездку самостоятельно и ехать на автомобиле.

Я воздержусь от описания подготовки путешествия, да и в подробности пути тоже сильно не буду вдаваться – это тема для отдельного сочинения. Стоит сказать, что до этого у меня не было опыта длительных многодневных поездок на автомобиле, тем более в качестве единственного водителя. Но мы попробовали, и у нас получилось! И хотя дорога была дальняя и подчас утомительная, но интересная: усталость компенсировалась впечатлениями.

В Пршибор мы прибыли в начале четвёртого дня путешествия. Счётчик километража показывал 2415 км. Мы договорились со Шмидовыми, что встретимся на центральной площади города. «Когда приедете, позвоните, и мы сразу подъедем», – написала Хана. Но мы немного опоздали к назначенному времени, так что звонить не пришлось. Леош, Хана и их дочь Клара уже ждали нас на площади. Здесь мы, наконец, встретились и пожали друг другу руки. Уже через несколько минут мы были у них дома и пили бодрящий кофе с вкуснейшими пирогами, а Леош рассказывал нам о планах на ближайшие два дня (столько мы планировали пробыть в Пршиборе).

Здесь я сделаю небольшое отступление и, немного забегая вперёд, расскажу о чешском гостеприимстве. После прошлогодней истории, многие удивлялись, что незнакомые люди в другой стране готовы бескорыстно помогать. Удивительное продолжается! Люди из другой страны, с которыми мы познакомились в социальной сети, пригласили нас приехать к ним в гости. Мы приехали, и увидели, что нас ждут и встречают. Леош и Хана взяли отпуска специально к нашему приезду. Нам сразу дали понять, что мы в гостях: «Здесь вы будете отдыхать». Меня на два дня избавили от вождения автомобиля. Леош и Хана – оба водители – наши перемещения по окрестностям взяли на себя. Всё это время Шмидовы всей семьёй провели вместе с нами. Когда мы планировали маршрут, Хана настояла, чтобы мы не бронировали гостиницу в Пршиборе: «Остановитесь у нас, все уместимся». Но на самом деле, нас немного обманули и разместили в комфортном пансионате за городом. Вот такие традиции гостеприимства.

Ещё тогда там, в Чехии, я вспомнил запись в журнале боевых действий 3-й ОГСБ, на которую я обратил внимание, когда изучал архивные документы. В мае 1945 года радушие чехов было настолько типичным и заметным, что начальник штаба решил отразить это в боевой документации. У меня проскочила мысль: «Нас принимают здесь так, как-будто это мы лично, а не наши предки освобождали Пршибор».
Фрагмент журнала боевых действий 3-й ОГСБ
Фрагмент журнала боевых действий 3-й отдельной Горно-Стрелковой Печенгской Краснознамённой бригады

Вернёмся к нашему путешествию. После завтрака и небольшого отдыха мы отправились в город Фридек-Мистек, где у нас было два дела. Сначала мы заехали в полицейский участок, чтобы отметиться в миграционном отделе – это визовые требования. Следующая остановка – военное мемориальное кладбище, где, как мы уже теперь знали, похоронен Марочкин Павел Прокофьевич и его однополчане.

Для захоронений советских военнослужащих во Фридек-Мистеке был выделен участок на обычном (гражданском) городском кладбище. По фотографиям я уже знал, как он выглядит. И вот мы здесь.
Военное мемориальное кладбище в городе Фридек-Мистек
Военное мемориальное кладбище в городе Фридек-Мистек

Офицеры похоронены в отдельных могилах, солдаты – в общей братской. На тот момент мы не знали точно, в какой могиле покоится Павел Марочкин, поэтому решили, что все почести отдадим братскому захоронению. С собой мы привезли горстку земли с родины Павла – деревни Русско-Полянские Выселки, или коротко Русские Полянки.

К подножию обелиска по нашей традиции мы положили гвоздики и рассыпали землю. Хана по местной традиции зажгла свечку в красном светильничке. Волнительный момент... Несколько лет поисков, сомнений, неожиданных поворотов и находок и вот финал: миссия исполнена.
Цветы и земля у обелиска братской могилы

Сфотографировались на память.
мы


После кладбища мы вернулись в Пршибор, чтобы поближе с ним познакомиться. Пршибор – небольшой городок с населением около 8,5 тысяч жителей. Исторический центр его охраняется государством. Пршибор известен в Чехии и за её пределами тем, что здесь в 1856 году родился основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Сейчас его именем названа центральная площадь города, а также в Пршиборе есть дом-музей Зигмунда Фрейда. Если заглянуть в биографию Фрейда, хотя бы в Википедии, то в ней написано, что будущий основатель психоанализа родился в городе Фрайберг Австрийской империи. Всё правильно – Пршибор тогда назывался Фрайбергом и принадлежал Австрийской империи. Но история города уходит гораздо дальше в глубь веков. Первые упоминания о нём датированы 1251 годом.
Площадь Зигмунда Фрейда – центр Пршибора
Площадь Зигмунда Фрейда – центр Пршибора

Скульптура Девы Марии.

Центральная площадь Пршибора с видом на церковь Рождества Богородицы
Центральная площадь Пршибора с видом на церковь Рождества Богородицы

Некоторые свои фотографии я буду показывать, сравнивая их со старыми кадрами, хранящимися в Государственном районном архиве города Нови-Йичин. В прошлый раз я давал ссылки на архивные фотогалереи. Повторю ещё раз: здесь 58 фотографий и здесь 3. История этих фотографий интересна. Автор снимков Вита в 1945 году был подростком. Его отец до войны бывал в СССР и знал русский язык. Военным он оказался полезным в качестве переводчика. Благодаря этому, было получено разрешение на фотосъёмку.

Здание городской ратуши на фотографии 1945 года.
Освобождение Пршибора. 1945
Освобождение Пршибора. Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

Здание городской ратуши в своём современном виде.
Пршибор, здание городской ратуши (администрации)
Здание ратуши города Пршибор

Те самые мемориальные плиты с ошибками, о которых я писал в прошлогодней статье.
Мемориальные плиты на здании ратуши Пршибора

Исторический момент: по освобождённому Пршибору проходят колонны красноармейцев. Война почти закончена. Ещё день-другой и в войсках встретят радостную весть о Победе. Но кому-то суждено было погибнуть в эти последние дни.
Прохождение колонны военнослужащих Красной Армии через Пршибор
Прохождение колонны военнослужащих Красной Армии через Пршибор. Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

Прохождение колонны войск Красной Армии через Пршибор
Прохождение колонны войск Красной Армии через Пршибор. Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

Современный вид площади – всё те же здания, очертания их легко угадываются.
Центральная площадь Пршибора

Армейская колонна вступает на центральную площадь Пршибора.
Колонна Красной Армии проходит через Пршибор
Колонна Красной Армии проходит через Пршибор. Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

Тот же проулок с предыдущей фотографии почти 75 лет спустя.
Вход на центральную площадь Пршибора

Церковь Рождества Богородицы – самое высокое здание в Пршиборе.
Церковь Рождества Богородицы в Пршиборе

Церковь Рождества Богородицы в Пршиборе

Сама церковь была закрыта, но удалось заглянуть внутрь и погулять во дворике.
Церковь Рождества Богородицы в Пршиборе




На этом наш день ещё не закончился. Вечером мы отправились в другой соседний город  Сухдол над Одрой в гости к Петру Бартошику. Пётр помогал нам искать информацию в чешских и российских военных архивах. Когда он узнал о нашем визите в Чехию, пригласил нас посетить музей авиации и военной техники, одним из создателей которого он является. Пётр – поисковик-энтузиаст. В свободное от работы время он с группой товарищей занимается поиском и раскопками военной техники, главным образом самолётов, которые потерпели крушение на территории Чехословакии во время Второй мировой войны. Разрушенную технику они по отдельным фрагментам извлекают буквально из-под земли и пытаются воссоздать. Кроме того, они собирают информацию об экипажах погибших самолётов, находят их фотографии. Таким образом, с каждым самолётом собрана его история. Собранных артефактов сейчас столько, что они занимают большую часть помещений городского музея.

Здание городского музея, в котором расположилась экспозиция авиации и военной техники.
Музей авиации в городе Сухдол над Одрой

Небольшую часть помещений занимаются экспозиции, типичные для краеведческих музеев: исторические предметы быта, инструменты чешских крестьян, ремесленников и тому подобное.




Главная экспозиция – это результат работы команды поисковиков во главе с Петром Бартошиком.

Военная экспозиция заинтересовала даже девочек.





На меня произвели впечатление авиационные двигатели. После крушения и многих лет, проведённых в земле, они по-прежнему выглядят как двигатели, и всем своим видом демонстрируют свою былую мощь.


Немецкие двигатели Daimler-Benz DB 605A уже тогда были оснащены топливной системой с непосредственным впрыском топлива и имели по 4 клапана на цилиндр.






Вот таким интересным и насыщенным получился первый день в Чехии. Утром проснулись в польском Кракове, потом был двухсоткилометровый переезд до Пршибора и далее всё вышеописанное.

Следующий день мы вновь начали с прогулки по Пршибору. Только теперь мы гуляли не по  центру города, а на периферии – по берегу небольшой речушки с названием Любина, на которой стоит Пршибор. Эта местность интересна тем, что здесь в мае 1945 года происходила переправа войск Красной Армии, проходивших через Пршибор. Этот процесс запечатлён на архивных фотографиях.

По всей видимости, немцы, отступая, взорвали мост через реку, чтобы задержать наступление советских войск. На фотографии мы видим, что мост уже, как могли, починили и по нему проходит военная колонна.
Мост через Любину в Пршиборе 1945 год
Переправа через реку Любина в Пршиборе. Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

Сейчас здесь по-прежнему мост через реку.
Мост через Любину в Пршиборе 2019 год

В этом месте часть войск на гужевых повозках преодолевала реку вброд.
Брод на реке Любина в мае 1945 года
Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.


Переход реки Любина в мае 1945 года
Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

И сейчас мы легко узнаём это место.
Река Любина в Пршиборе

Вид на центр города, скорее всего, и в 1945 году не сильно отличался от современного.
Вид на центр города Пршибор со стороны реки Любина

В 1945 году здесь тоже проходила железная дорога.
Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

А вот этот дом, очень вероятно, тот самый, у которого сфотографировались шестеро военнослужащих в «Додже».
Дом в Пршиборе

На старой фотографии дом немного отличается, но Шмидовы уверены, что это то самое место. Причина уверенности весьма убедительна: местная жительница, пожилая женщина, узнала людей, стоящих на заднем плане – это были её дедушка и прабабушка. Дом, возможно,  был перестроен или реконструирован.
Красноармейцы в Пршиборе. Май 1945 года
Источник фото: Государственный районный архив города Нови-Йичин (Чехия). Автор фото: Vita.

В этот день у нас ещё была экскурсия по симпатичному городку Штрамберк, потом поездка в горы Бескиды (настоящие горы).

А на следующий день мы покинули Пршибор. Наш путь лежал дальше, в Прагу. Шмидовы проводили нас до Оломоуца, где мы сделали остановку с короткой экскурсией. Там нам пришлось прощаться. Расставаться было грустно. Но мы выразили надежду, что ещё встретимся, и следующая встреча состоится в России.

В Праге мы провели несколько беззаботных дней, посетили Чески Крумлов, Карловы Вары, природный парк Саксонская Швейцария в Германии и благополучно вернулись домой.

Через неделю после возвращения из поездки я получил неожиданное письмо из Представительства Министерства обороны РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы в Чешской Республике.

Письмо от Представительства МО РФ в Чехии 1

Письмо от Представительства МО РФ в Чехии 2

Очередной неожиданный поворот! Признаться, я не ожидал, что Представительство сработает так быстро. То ли наши поиски и переписка простимулировали навести порядок с именами на всём кладбище, то ли в преддверии юбилея Победы у них эта работа велась параллельно. Так  или иначе, главное – результат.

Но что делать с приглашением? Оценив свои скромные возможности, я понял, что организовать ещё одну поездку в Чехию будет затруднительно: отпуск закончился, деньги потрачены. Первым делом я связался с Ханой Шмидовой, рассказал о письме и невозможности ещё одной поездки. Я спросил, не могли бы они с Леошем посетить мероприятии вместо меня. Не раздумывая, Хана ответила, что они непременно будут на мероприятии. В ответном письме в Представительство пришлось, изложив все обстоятельства, с извинениями отказаться. Также я написал, что церемонию открытия мемориальных плит собираются посетить мои чешские друзья и попросил прислать им официальное приглашение от имени Представительства.

В октябре я получил повторное приглашение, где была назначена дата мероприятия – 29 ноября 2019 года. Приглашение получили и Шмидовы. Я повторно написал, что посетить мероприятие я, к сожалению, не смогу.

Приглашение на мероприятие от Представительства МО РФ

После нашего визита в Чехию Хана Шмидова продолжила диалог с администрацией Пршибора по вопросу замены мемориальных досок (её упорству можно позавидовать). В сентябре состоялось заседание комиссии по этому вопросу, на котором было принято решение подать заявку в Министерство обороны для получения финансирования. Это была ещё одна хорошая новость. К сожалению, бюрократические процедуры могут растянуться до трёх лет. Тем не менее, вопрос начинает решаться, значит аргументы были услышаны.

В октябре на местном чешском телевидении вышел репортаж о мемориальных досках на пршиборской ратуше. В репортаже Хана Шмидова рассказывает о нашей истории, архивных изысканиях и необходимости исправления ошибок. Я фигурирую в репортаже как «пан МарОчкин» ☺.


Торжественное мероприятие по открытию мемориальных плит на военном мемориальном кладбище Фридек-Мистек состоялось 29 ноября 2019 года в соответствии с намеченным планом. Первую информацию я получил в тот же день от Шмидовых. Это была потрясающая новость: младший лейтенант Павел Марочкин был похоронен в отдельной могиле, и теперь она выглядит так.

Памятник на могиле младший лейтенант Марочкин Павел Прокофьевич
Автор фото: Hana Šmídová.

К сожалению, мне непонятно до конца, каким образом имена воинов были потеряны, и как они были обретены вновь. Эта работа сотрудников Представительства осталась за кадром. Остаётся только надеяться, что всё было сделано добросовестно.

Мне известно, что до установки новых табличек на этом памятнике было написано только звание – младший лейтенант. Вот он моей фотографии четвёртый справа в первом ряду.


Почему погибшие и первоначально похороненные в Пршиборе капитан Болтин и капитан Гринько, похоронены в другой части кладбища? Как происходило перезахоронение? Эти вопросы пока остаются без ответов.

Через несколько дней я получил письмо от руководителя Представительства Алексея Николаевича Трякина. Он прислал фотографии с мероприятия и ссылку на сюжет «Вестей», в котором крупным планом был показан обелиск Марочкина Павла Прокофьевича (тот же сюжет на YouTube). И ещё один сюрприз ждал меня в письме. Алексей Николаевич  написал: «В приложении также направляем фотографию, которая впоследствии будет размещена на обелиске. К сожалению, подрядчик не успел (исходя из погодных условий) разместить её до открытия мемориала».


Фотография озадачила: в семье никто не смог опознать Павла. Лицо казалось незнакомым. Пришлось мне применить уже испытанный способ – сравнить пропорции.


Стало очевидно, что пропорции на двух портретах различаются. Кроме того, мой отец обратил внимание на петлицы: в 1943 году петлицы в Красной Армии были заменены на погоны. Павел Марочкин был призван на службы в начале 1943 года и около полугода проходил обучение. Но самое главное – на петлицах видны два квадратика, что соответствует званию лейтенанта. Павел был младшим-лейтенантом, и это ещё один аргумент в пользу того, что на портрете изображён другой человек. Все эти доводы я изложил в ответном письме Алексею Николаевичу Трякину. С его стороны ответа не последовало, поэтому я пока не знаю, были ли мои аргументы приняты к сведению.

При подготовке этого материала я вновь изучал архивы Министерства обороны и обнаружил запись, которую раньше не встречал – учётная карточка Марочкина Павла Прокофьевича. Указана точная дата рождения – 20.07.1925. В карточке есть фотография.

Военный портрет Марочкина Павла Прокофьевича

Снова все стали рассматривать портрет: он или не он? Снова сомнения. Снова сравниваю изображения, на этот раз в двух проекциях. Что же мы видим: пропорции на двух изображениях во многом совпадают. Волосы зачёсаны назад. Граница роста волос практически идентична. Надо полагать, вновь найденная фотография – настоящая.

Сравнение портретов

Гражданский портрет выглядит очень взросло. На военной фотографии совсем мальчишка. Давайте вспомним, сколько лет Павлу было на самом деле. На службе он с января 1943 года. Это отражено в той же учётной карточке, и эту же дату я видел ранее в наградном листе. Получается, что на момент призыва ему ещё не исполнилось восемнадцать. На военном портрете уже погоны, то есть отучился в «учебке» и получил звание младшего лейтенанта. Стало быть, примерно восемнадцать лет – мальчишка и есть. На гражданской фотографии ему должно быть ещё меньше – возможно, шестнадцать или семнадцать. Взрослый вид придают нарисованные пиджак и рубашка с галстуком. Лицо, возможно, также было подвергнуто ретуши.

Закончена ли история теперь? Трудно сказать. Белые пятна ещё остались. Так и не удалось узнать, как Павел погиб. Недавно обнаруженная фотография в учётной карточке говорит о том, что информация в архивах пополняется, и время от времени стоит в них заглядывать.

В заключение хочу сказать слова благодарности необыкновенным людям: Леошу Шмиду, Хане Шмидовой, Кларе Шмидовой, Петру Бартошику за гостеприимство, неоценимую помощь в поиске информации, гражданскую позицию и трепетное отношение к истории.

Комментарии VK

Комментарии Facebook

Комментарии

Комментарии Blogger

Популярные сообщения из этого блога

Новодевичье кладбище. Часть 1

Больше комментариев!

Ваганьковское кладбище. Часть 2

Последний звонок в Саранске