понедельник, 1 апреля 2013 г.

В День смеха о важности терминологии

Яао Мин | Yao Ming В любой области знаний есть своя терминология. И боже вас упаси использовать неподобающие словечки перед лицом профессионалов. Две истории, о которых я собираюсь вам рассказать, произошли в разное время и при разных обстоятельствах. В сущности же они очень похожи и наглядно иллюстрируют важность использования правильных терминов.

Про чертей

Этот курьёзный случай произошел, когда я я учился в седьмом классе самой что ни на есть средней школы. Дело было на уроке геометрии. Валентина Александровна У., учитель математики, держала нас, разгильдяев, на коротком поводке и была склонна за любые шалости без лишних разговоров наказывать оценками. Лёшка К., мой друг и одноклассник обладал отличной памятью. Если на уроке он слушал учителя, то этого ему было достаточно, чтобы на следующем уроке всё услышанное пересказать. Но часто на уроках находилось какое-нибудь занятие поинтереснее, а после уроков вообще было не до уроков. В результате успеваемость у Лёшки была, скажем так, переменная.

В тот день Валентина Александровна, видимо, была не в духе и сразу пошла в наступление:
- На прошлом уроке мы проходили среднюю линию треугольника. Определение средней линии треугольника скажет нам К.
Лёшка был слегка застигнут врасплох. Точное определение средней линии треугольника он дать не мог. Но в принципе он понимал, что из себя представляет эта средняя линия и решил сказать определение своими словами:
- Средняя линия треугольника - это такая черта, которая...
- Садись! Два! - Валентина Александровна даже не дала закончить. - Про чертей мне еще тут будешь рассказывать!
Я едва сдерживался от смеха. А Лёшке было не смешно - с двойками Валентина Александровна не шутила.

Про дырку

Второй случай - из студенческой жизни. Мой одногруппник Санька К. женился рано, на первом курсе. Вскорости у него родился сын, и Саньке стало совсем не до учёбы. Нужно было как-то зарабатывать деньги на содержание семьи. А в начале лихих девяностых это было, ох, как не просто.

Но как бы весело или невесело ни жилось студенту до сессии, сессия неизбежно наступала. В тот день мы сдавали экзамен по предмету "Детали машин". Геннадий Иванович Л., преподаватель со стажем, мужик серьёзный и своеобразный, не любил, когда кто-нибудь на его лекциях зевал. Обязательно делал эмоциональные замечания по этом у поводу. В общем, на какую-то снисходительность у него рассчитывать не приходилось. Санька пришёл к экзамену плохо подготовленным, но искренне надеялся, что ему повезёт.

Мы зашли в первой пятёрке. Саньке, действительно, повезло. Он вытянул билет №1 (мечта любого студента). А первый вопрос в билете - болтовое соединение - самое элементарное, что может быть в курсе деталей машин. Каким был второй вопрос, я не помню, ибо до него дело не дошло. Санька что-то там быстро подготовил, набросал на листочке чертёж болтового соединения и пошёл отвечать. Зачитал вопрос, начал что-то рассказывать о болтовом соединении, его предназначении. И быстренько так перешёл к своему чертежу на листочке.
- Вот тут у меня изображён чертёж болтового соединения. Вот тут одна деталь, здесь вторая деталь, а здесь дырка...
- Что?! Дырка?! - Брови у Геннадия Ивановича взлетели примерно до середины лба. - У животных только дырки! И то медики вон говорят: заднепроходное отверстие!!! Пошёл вон! Придешь пересдавать!

Было смешно, но экзамен Санька не сдал. И повторно не сдал. Был отчислен, потом восстановился на заочном отделении и заканчивал университет уже не с нами.


Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Комментарии Blogger

Комментариев нет:

Отправить комментарий